Проблема реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов является актуальной и сегодня приоритетом государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является повышение качества жизни особенных детей и воспитывающих их семей. В этой связи задача социальных учреждений — протянуть руку помощи таким семьям, которые зачастую, наедине переживают недуг в своем микропространстве.
В данном направлении специалисты отделения по работе с семьей и детьми практикуют выездную работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на дому.
Следует отметить, что родители согласившиеся участвовать в новой форме работы, не разочаровались.
Работа специалистов центра дает возможность родителям лучше понять потребности своего ребенка, повысить свою компетентность в вопросах взаимодействия со своим особенным малышом для повышения качества его жизни, а самое главное у родителей появилась уверенность, что есть люди, которые не оставят их с проблемами один на один и окажут всестороннюю психологическую помощь и поддержку.
Смело можно сказать, что такое направление работы объединяет усилия родителей и специалистов, для того чтобы они имели возможность в партнерстве помогать детям с особенностями развития.
В рамках предоставления социальных услуг такой категории граждан предоставляется в форме социального обслуживания. Проведение индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ, формирование навыков самообслуживания, обучение правил адаптации в обществе и другие немаловажные направления важны для любой категории граждан. Данные занятия положительно влияют на память, дикцию, повышают самооценку. Ребенок учится анализировать свои действия.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляются разными средствами.
Одно из них ознакомление с окружающим миром. Сюда входят такие направления как предметное окружение, явления общественной жизни, формирование элементарных экологических представлений, творческие мастер-классы, познавательные беседы, развлекательные мероприятия и благотворительные акции с привлечением межведомственных структур и благотворителей. Систематически проводятся занятия с детьми-инвалидами получающими социально-педагогические, психологические услуги на дому. Формы работы используются самые разные:
— театрализованные — сказко-терапия с элементами кукольного театра, на таких занятиях -повышается интерес к учебной деятельности;
— занятия по изобразительной деятельности, которые также помогают детям открывать и познавать окружающий мир, формируют представления о нём, позволяют выразить в рисунках, лепки, аппликации своё понимание мира и своё отношение к нему. На таких занятиях у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение, формируется усидчивость и терпение, аккуратность и трудолюбие, внимание и интерес к окружающему миру, побуждают стремление к познавательной деятельности, способствуют эмоциональному и творческому развитию личности ребёнка. Кроме того, на таких занятиях развивается мелкая моторика рук.
Учитывая положительную динамику в развитии детей, специалисты отделения по работе с семьёй и детьми планируют продолжить работу в этом направлении.